рекомендации и разъяснения

О провокациях в сфере кадровой безопасности.

Провокация- это проверочные мероприятия для оценки благонадежности персонала и выявления нелояльных сотрудников.Создается искусственная ситуация, когда человек должен выбрать один из вариантов поведения.Например, к менеджеру отдела снабжения под видом представителя потенциальной фирмы- поставщика приходит проверяющий(создается фальшивый прайс или даже сайт) и предлагает откат.Или экспедитору при загрузке «случайно» попадает «лишний» товар.Таких ситуаций можно смоделировать множество.В любом случае отслеживается реакция человека, его дальнейшие действия и принимаются соответствующие решения.

Порядок определения мер контроля для конкретного сотрудника.

В первую очередь определяемый набор мер зависит от должности,занимаемой сотрудником.Для каждой  должности на предприятии необходимо установить факторы риска- возможные нарушения правил внутреннего распорядка,возможные лазейки для краж и махинаций, характерные для данной должности.Далее учитывается стаж работы сотрудника, его возраст, семейное, материальное положение, отзывы коллег, непосредственного начальника, количество и характер ранее совершенных сотрудником нарушений.Важно: необходимо всячески стараться уменьшать набор факторов риска для сотрудника, к примеру, не  позволять одному и тому же сотруднику определять необходимые для закупки товары и самому их закупать.

О времени оповещения коллектива о введении мер кадрового контроля.

В первую очередь  заказчику (лучше,если это владелец или один из акционеров предприятия) необходимо провести подробную консультацию с специалистом нашей компании на территории предприятия для оценки состояния кадровой безопасности.Эта услуга бесплатна.Далее нашими специалистами вырабатывается  комплекс мероприятий и согласовывается с заказчиком.До окончания этого этапа, коллектив никогда не оповещается.Далее, в большинстве случаев, совершенно открыто и публично проводятся подготовительные мероприятия (если нужны) ,одновременно вводятся меры кадрового контроля и проверки на детекторе лжи.О вводимых мерах необходимо подробно рассказать (за исключением провокаций), ответить на все вопросы (лучше, если это сделает сотрудник нашей компании), четко определить меры наказания при нарушении норм (обязательна четкая регламентация).Но  нередки и исключения.Предположим, в процесс беседы нашего специалиста с заказчиком выясняется, что на складе организации совершаются периодические хищения.Механизм хищения и участники группы не установлены.В таком случае можно порекомендовать принять сотрудника нашей компании на склад под видом нового сотрудника (на одну-две недели).Тогда виновные с высокой степенью вероятности будут установлены.Далее принимаются соответствующие решения, после этого комплекс мер вводится оговоренным порядком.Вообще, любые шаги в данной сфере мы рекомендуем предпринимать после консультации с нашими специалистами.

Работа с соцсетями в сфере кадровой безопасности.

Изучение аккаунта сотрудника в соцсети может дать массу полезной информации.Например, по постам и выложенным фото можно установить несоответствие образа жизни работника и его заработной платы.Есть возможность установить привычки,увлечения, круг общения работника (например, это очень помогает для правильного построения и ведения профилактических бесед). Работа с соцсетями помогает осуществлять контроль рабочего времени (сотрудник отпросился к больному ребенку, а сам выкладывает фото из автосалона, выбирая новую машину).Кроме прочего, у наших специалистов всегда есть несколько «левых» аккаунтов для ведения переписки с целью получения информации или организации провокации.

Контроль (в том числе и скрытый) рабочего времени сотрудников.

Данный вид контроля осуществляется через соцсети, контрольными звонками (в данном случае проверяется не только присутствие на рабочем месте или маршруте,но и контролируется содержание разговора на предмет соответствия установленному регламенту).Также проводится анализ количества больничных  и других причин отсутствия сотрудников на рабочем месте и, при необходимости проводится проверка на детекторе лжи или профилактическая беседа.Осуществляется скрытый контроль времени прихода и ухода с работы, обеденного времени, контроль на маршруте (например,для экспедиторов или торговых представителей, причем желательно, чтобы в контрольное время сотруднику поступил звонок от начальника и провести сравнение ответа работника и его фактическое местонахождение.)Обязателен внезапный гласный контроль (особенно в вечернее,ночное время и выходные.При необходимости, можно организовать провокацию (например,с охранником в ночное время списывается девушка и предлагает ему встретиться у нее дома.)

Мониторинг закупочных цен.

Применяется для контроля работы сотрудников,осуществляющих закупки для компаний необходимых товаров и услуг.Осуществляется поиском аналогичных товаров и услуг через Интернет, средства массовой информации,наружную рекламу.При необходимости с альтернативными фирмами-поставщиками устанавливается контакт  и выясняются подробности по интересующим позициям.Если удается найти более низкие цены, то проводится анализ всех условий возможной сделки (качество продукции или  услуги, время работы на рынке, условия поставки и оплаты, сроки, отзывы клиентов и т.д.).В случае признания условий существенно лучшими существующих ставится вопрос о наличии  в действиях закупщика недоработки или коррупционной составляющей.Далее проводится профилактическая беседа-возможно, сотруднику удастся защитить свою позицию (например, из-за технических нюансов, срочности поставки).В ином случае, по результатам беседы принимаются решения, рекомендуется проверка на полиграфе.

Работа с контрагентами.

Подобного рода мероприятия могут быть гласными- беседы с уполномоченными сотрудниками фирм-контрагентов,выясняется качество и оперативность работы контролируемых сотрудников, возможные жалобы на них, честность при расчетах (например,торговые представители часто утаивают бонусы), проверяется документооборот с контрагентом, проясняются «скользкие» моменты (например, существование просроченной дебиторской задолженности), обсуждаются пожелания по улучшению работы.Могут применяться и негласные методы работы- к примеру, обращение в фирму-поставщик нашего сотрудника под видом менеджера отдела снабжения фирмы, желающей приобрести у них продукцию, аналогичную реально закупаемой и примерно в тех же объемах.Обсуждает все условия поставки, пытается получить откат.По результатам,принимаются соответствующие решения.

Работа тайных покупателей.

Работа тайного покупателя- проверка специально нанятым человеком установленных регламентов и норм на предприятии.Обычно осуществляется диктофонная запись.План подобной проверки, подбор людей и анализ выявленных нарушений осуществляется нашими сотрудниками.

Работа с документами.

Для осуществления качественного кадрового контроля у нашего сотрудника должен быть, по возможности, беспрепятственный доступ к тем документам,  с которыми работают проверяемые работники.Анализ накладных,складских документов, договоров, маршрутных листов, журналов, пропусков, платежек и т.п. часто позволяет получить массу полезной информации для выявления нарушений, махинаций и хищений . При нежелании заказчика, из соображений секретности, предоставлять некоторые документы, необходимо заранее оговорить разрешенный уровень доступа.

О роли профилактических бесед.

Такие беседы- обязательный элемент кадрового контроля.В ходе правильно построенных профилактических бесед можно составить полную картину об обстановке, настроениях в коллективе, выявить нелояльных сотрудников, оказывать корректирующее влияние, предупредить возможные нарушения, получить негласные источники информации.Вообще, при заказе полного комплекса мер безопасности, на каждого сотрудника составляется электронное досье с полной информацией с доступом только заказчика (для просмотра,без возможности копирования).

на главную